Министр внутренних дел Тони Берк заявил, что первый шаг к запрету исламистской группировки «Хизб ут-Тахрир» в соответствии с новыми законами о ненависти уже сделан.
Министр также выступил в защиту действий правительства в отношении группы австралийцев, связанных с Исламским государством, заявив, что оно руководствовалось советами ASIO.
Г-н Берк сообщил ABC Insiders, что ASIO сообщил ему, что «Хизб ут-Тахрир» соответствует порогу для включения в список в соответствии с новым правовым режимом, который был установлен после нападения на Бонди, чтобы ловить людей, распространяющих разжигание ненависти, но не подпадает под существующие законы.
«Хизб ут-Тахрир» была одной из двух группировок, которые правительство определило в качестве своих основных целей. Другая неонацистская группа, «Национал-социалистическая сеть», распалась в январе.
Г-н Берк сказал, что следующим шагом будет ведомственный брифинг, чтобы убедить его в том, что группа представляет повышенный риск насилия на почве ненависти, после чего лидер оппозиции будет проинформирован, а генеральный прокурор сможет одобрить запрет.
«Теперь поступил совет ASIO. Это первый случай, когда мы потенциально можем ввести санкции в отношении группы, которая не входит в список террористов», – сказал он.
«В нем говорится, что вам не нужно специально призывать к этому, но вы должны действовать таким образом, чтобы увеличить риск межобщинного насилия или политически мотивированного насилия».
Законы были приняты в январе при поддержке Либеральной партии, но против них выступили «Национал» и «Зеленые», утверждая, что их сфера действия слишком широка.
Представитель коалиции по внутренним делам Джонатан Дуниам приветствовал эту новость и назвал «Хизб ут-Тахрир» «презренной и коварной организацией».
«Мы говорили об этом в течение долгого времени… мы рады, что это происходит, это то, чего мы хотели видеть в законах», – сказал он.
Берк говорит, что один член сирийской группы подвергается большему риску, чем другие
Г-н Берк также ответил на критику Коалиции о том, что правительство должно сделать больше, чтобы помешать группе австралийских граждан покинуть лагерь беженцев в Сирии и вернуться в Австралию.
Группа из 34 женщин и детей, связанных с бывшими боевиками Исламского государства, предприняла свою первую неудачную попытку покинуть Сирию на прошлой неделе. Группа австралийцев приехала, чтобы помочь ему и получить австралийские паспорта.
В понедельник Берк издал приказ о временном исключении женщины, что является эффективным препятствием для возвращения в Австралию, которое он имеет право наложить, если человек считается угрозой безопасности.
Но оппозиция задается вопросом, следовало ли выполнять дальнейшие приказы об исключении и следовало ли правительству использовать свои полномочия в соответствии с Законом о паспортах для отклонения заявлений на выдачу паспортов по соображениям безопасности.
«Совершенно очевидно… что правительство может отказать в выдаче паспорта гражданину Австралии, если он получит совет от компетентного органа, такого как ASIO или AFP. [Australian Federal Police] «Человек представляет собой угрозу безопасности», — заявил Sky News представитель теневой обороны Джеймс Паттерсон.
Г-н Берк сказал, что ни один из других 33 членов группы не был оценен ASIO как отвечающий требованиям для вынесения постановления о временном исключении.
«Группа непоследовательна», — сказал он. «Если я выражаюсь в таких терминах, в этой группе есть очень разные люди с разной историей и разным мышлением.
«Они совершенно разные, но наши агентства следят за ними уже долгое время. Тот факт, что человек попадает под действие постановления о временном исключении, объясняется, в частности, тем, что мы знаем об этом человеке».
Г-н Берк сказал, что в последний раз австралийские официальные лица были в Сирии и могли взять интервью у членов группы в 2022 году, но агентства «никогда не прекращали собирать информацию о людях», и он будет руководствоваться их советами.
Хотя у министра есть полномочия налагать приказы о временном исключении без консультации с ASIO, г-н Берк заявил, что его решения подлежат независимому пересмотру и будут «отменены», если у них не будет достаточных оснований.
Тони Берк говорит, что человек, на которого распространяется постановление о временном исключении, “сильно отличается” от остальных 33 человек. (ABC News: Бадрахан Ахмед)
Он сказал, что порог для блокировки паспортов выше, чем порог для наложения постановления о временном исключении, и предположил, что ни один из 34 паспортов не соответствует этому порогу, но не уточнил разницу.
Г-н Берк опроверг сообщение The Australian о том, что правительство написало курдским чиновникам, курирующим лагерь Аль-Родж, где проживает группировка, назвав их «террористами», предположив, что это было недоразумение из-за «языковых проблем».
Он также опроверг сообщение Daily Telegraph о том, что федеральное правительство провело встречи с правительствами штатов для обсуждения депортации группы.
Г-н Берк сказал, что федеральные чиновники и чиновники штата встретились, чтобы обсудить меры безопасности, когда стало ясно, что группа может вернуться, но правительство не помогало в репатриации.
Сенатор Дуниум заявил, что правительство «делает недостаточно» и готово работать с правительством над принятием новых законов, чтобы предотвратить возвращение оппозиционной группы.
«Они приезжают, и правительство позволяет этому случиться… лучшим исходом для этих людей было бы не возвращаться в Австралию», – сказал он.
Сенатор Дуниам заявил, что Берку не следует «прятаться за советами», если он считает, что другие члены группы не представляют угрозы безопасности.
«Если он так уверен в себе… он должен так и сказать», – сказал он.