После решения Верховного суда по тарифам компании выстраиваются в очередь за возвратом средств.

После решения Верховного суда по тарифам компании выстраиваются в очередь за возвратом средств.


После решения Верховного суда по тарифам компании выстраиваются в очередь за возвратом средств.

Контейнеры штабелируются в порту Лонг-Бич в Лонг-Бич, Калифорния, в пятницу, 20 февраля 2026 года.

Дэмиен Доварганес/AP


скрыть подпись

переключить подпись

Дэмиен Доварганес/AP

ВАШИНГТОН – Верховный суд в пятницу отменил самые большие и смелые тарифы президента Дональда Трампа. Но судьи оставили без ответа вопрос на сумму 133 миллиарда долларов: что будет с деньгами, которые правительство уже собрало в виде налогов на импорт, которые теперь объявлены вне закона?

Компании выстраиваются в очередь за возмещением. Но путь вперед может оказаться хаотичным.

Торговые юристы говорят, что импортеры, скорее всего, в конечном итоге получат свои деньги обратно, когда дым рассеется. «Некоторое время этот путь будет ухабистым», – сказала бизнес-юрист Джойс Адетуту, партнер юридической фирмы Vinson & Elkins.

Согласно записке для клиентов от юристов юридической фирмы Clark Hill, процесс возврата, скорее всего, будет отложен из-за действий Агентства таможенного и пограничного контроля США, Специального суда по международной торговле в Нью-Йорке и других судов низшей инстанции.

«Денег достаточно», — сказал Адитуту. “Для судов наступят трудные времена. Для импортеров наступят трудные времена”.

Тем не менее, по его словам, «отсутствие какого-либо варианта возмещения будет очень трудным», учитывая, насколько решительно Верховный суд отменил тарифы Трампа.

В своем решении 6-3 в пятницу суд постановил, что попытка Трампа использовать закон о чрезвычайных полномочиях для введения налога была незаконной. Двое из трех назначенных Трампом судей присоединились к большинству, отклонив первую важную часть его повестки дня на второй срок.

Речь идет о двузначных тарифах, которые Трамп ввел почти во все страны мира в прошлом году, ссылаясь на Закон о международных чрезвычайных экономических полномочиях (IEEPA) 1977 года. Верховный суд постановил, что закон не дает президенту полномочий облагать налогом импорт, и эта власть принадлежит Конгрессу.

По состоянию на середину декабря Таможенное агентство США уже собрало 133 миллиарда долларов в виде пошлин IEEPA. Но потребители, надеющиеся на возмещение, вряд ли получат компенсацию за более высокие цены, которые они заплатили, когда компании переложили стоимость тарифов; Скорее всего, речь пойдет о самих компаниях.

В своем особом мнении судья Бретт Кавано упрекнул своих коллег за то, что они уклонились от вопроса о возмещении: «Суд сегодня ничего не сказал о том, должно ли правительство, и если да, то каким образом, возвращать миллиарды долларов, полученные от импортеров».

Позаимствовав термин, использованный судьей Эми Кони Барретт, которая встала на сторону большинства, во время ноябрьских слушаний по этому делу, Кавано предупредил, что «процесс возврата денег, скорее всего, окажется «беспорядком».

«Я думаю, что в течение следующих двух лет это дело будет преследоваться по закону», — заявил Трамп журналистам на пресс-конференции в пятницу. В котором он осудил решение суда и заявил, что ему «абсолютно стыдно» за некоторых судей, вынесших решение против его тарифов. «Мы останемся в суде в течение следующих пяти лет».

Отмена тарифов IEEPA могла бы помочь экономике за счет снижения инфляционного давления. Возврат тарифов – как и другие возвраты налогов – может стимулировать расходы и экономический рост. Но влияние, скорее всего, будет незначительным.

Большинство стран по-прежнему сталкиваются с высокими тарифами США в определенных секторах, и Трамп намерен заменить тарифы IEEPA, используя другие варианты. По оценкам TD Securities, реализация возмещения займет от 12 до 18 месяцев.

Таможенное агентство США имеет процедуру возврата пошлин, если импортеры могут доказать, что произошла какая-либо ошибка. Торговый юрист Дэйв Таунсенд, партнер юридической фирмы Dorsey & Whitney, заявил, что агентство может попытаться использовать существующую систему для отмены введенных Трампом тарифов IEEPA.

И уже был прецедент, когда суды постановляли, что компании должны вернуть свои деньги в торговых делах. В 1990-е годы суды признали сборы за портовую обработку экспорта неконституционными и установили систему, позволяющую экспортерам подавать заявки на возмещение.

Но судам и таможне США никогда не приходилось иметь дело с чем-то подобным – тысячи импортеров и десятки миллиардов долларов одновременно.

«Тот факт, что этим процессом сложно управлять, не означает, что правительство имеет право удерживать сборы, собранные незаконно», – сказал бизнес-юрист Алексис Эрли, партнер юридической фирмы Брайан Кейв Лейтон Пейснер.

Райан Маджерус, партнер King & Spalding и бывший торговый представитель США, сказал, что трудно сказать, как правительство справится с огромным спросом на возмещение. Оно могло бы попытаться упростить этот процесс, возможно, создав специальный веб-сайт, на котором импортеры могли бы требовать возмещения своих расходов.

Но Адетуту предупреждает, что «правительство имеет все возможности, чтобы максимально усложнить задачу импортерам. Я вижу мир, в котором они возлагают как можно больше ответственности на импортера» – возможно, вынуждая их обращаться в суд с просьбой о возмещении.

Несколько компаний, в том числе Costco, Revlon и производитель консервированных морепродуктов и курицы Bumble Bee Foods, подали иски с требованием возмещения еще до решения Верховного суда, по сути стремясь быть первыми в очереди, если тарифы будут снижены.

Вероятно, впереди нас ждут новые юридические баталии. Например, производителям могут быть предъявлены иски о возмещении части любых возмещений, полученных поставщиками, которые подняли цены на сырье для покрытия тарифов.

«Мы могли видеть годы судебных разбирательств, продолжающихся в нескольких юрисдикциях», — сказал Эрли.

Однако потребители вряд ли получат непредвиденный возврат средств. Более высокие цены, которые им приходится платить, вероятно, будет трудно объяснить каким-либо конкретным тарифом. Должны ли они в любом случае попытаться вернуть деньги? Эрли не советовал тратить деньги на судебные издержки, но сказал: «В Америке у нас есть возможность подать в суд на все, что захотим».

Губернатор Иллинойса Дж. Б. Прицкер, демократ и оппонент Трампа, требует возмещения от имени 5,11 миллиона семей своего штата. В письме, адресованном Трампу и опубликованном губернаторской кампанией Притцкера, губернатор заявил, что тарифы обходятся каждой семье в Иллинойсе в 1700 долларов, или 8,7 миллиарда долларов. Притцкер заявил, что если оплата не будет произведена, будут приняты «дальнейшие меры».

Казначей Невады Зак Конайн подал федеральному правительству запрос на выплату в размере 2,1 миллиарда долларов для компенсации стоимости тарифов, сообщил его офис в пятницу.

«Как директор по инвестициям штата Невада, я обязан стремиться вернуть каждый доллар, который администрация Трампа взяла у семей Невады», — заявил Конин в своем заявлении.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *